Некоторые особенности символического натюрморта эпохи барокко (ванитас, от латинского «суета, тщета»): 13
- Аллегоричность языка. 1 Натюрморты в жанре ванитас — это афористичные высказывания на языке образов. 1 Для «чтения» таких работ требовалось понимание религиозного символизма и его традиций. 1
- Придание морального смысла деталям повседневного быта. 1 В эмблематический диалог со зрителем вступали привычные предметы, которым придавали значение. 1
- Использование различных символов. 12 Некоторые из них:
- Хрупкость и эфемерность человеческого существования. 1 Догорающая свеча, мыльные пузыри, пустые раковины, карнавальные маски. 1
- Неумолимое течение времени. 1 Песочные, солнечные и механические часы, расколотые статуи, руины на заднем плане. 1
- Тщетность власти и богатства. 1 Папские тиары, короны, богато украшенные головные уборы вельмож, лавровые венки. 1
- Мимолетность чувственных удовольствий. 1 Увядающие цветы и гниющие фрукты, украшения, веера, камеи с красавицами. 1
- Тема познания, значение науки и искусства. 1 Географические карты, астролябии, музыкальные инструменты и ноты, предметы для письма и прочие атрибуты творчества и учёности. 1
Главный символ в ванитас — человеческий череп. 1 С одной стороны, это символ смерти, с другой — воскресения и вечной жизни. 1