Некоторые особенности программности в симфоническом творчестве XIX века:
- Связь с литературой. 15 Композиторы-романтики противопоставили классицистской сонате-симфонии, олицетворявшей «чистое» инструментальное искусство, свою музыку, связанную с определёнными литературными образами, а иногда и прямыми сюжетными реминисценциями. 1
- Разнообразие тематики программности. 2 Ей подвластно всё, что воспринимается и понимается в мире: человек, его эмоции, мышление, фантазии, внешний мир, литература, живопись, театр, универсальные законы бытия, историческая и культурная память, мифы, сказки. 2
- Использование приёмов живописной и сюжетной конкретизации. 1 Например, две симфонии Берлиоза — «Фантастическая» и «Ромео и Джульетта» — созданы на основе подробно разработанного литературного сценария, с ясно выраженным сюжетным развитием и иногда даже со словесным текстом. 1
- Применение обобщённой программности. 1 Она не вступает в противоречие с сонатной формой, но при этом вызывает конкретные эмоциональные и драматические ассоциации, на которые указывает сам автор в своём заглавии. 1
- Использование тем-монограмм. 4 Они указывают на личность автора, «героя», которому посвящён опус, или географические реалии. 4
XIX век считается «золотым веком», «классическим периодом» в развитии программной музыки. 5