Некоторые особенности программности в симфоническом творчестве XIX века:
- Связь с литературой. vk.com www.dissercat.com Композиторы-романтики противопоставили классицистской сонате-симфонии, олицетворявшей «чистое» инструментальное искусство, свою музыку, связанную с определёнными литературными образами, а иногда и прямыми сюжетными реминисценциями. vk.com
- Разнообразие тематики программности. nsportal.ru Ей подвластно всё, что воспринимается и понимается в мире: человек, его эмоции, мышление, фантазии, внешний мир, литература, живопись, театр, универсальные законы бытия, историческая и культурная память, мифы, сказки. nsportal.ru
- Использование приёмов живописной и сюжетной конкретизации. vk.com Например, две симфонии Берлиоза — «Фантастическая» и «Ромео и Джульетта» — созданы на основе подробно разработанного литературного сценария, с ясно выраженным сюжетным развитием и иногда даже со словесным текстом. vk.com
- Применение обобщённой программности. vk.com Она не вступает в противоречие с сонатной формой, но при этом вызывает конкретные эмоциональные и драматические ассоциации, на которые указывает сам автор в своём заглавии. vk.com
- Использование тем-монограмм. infourok.ru Они указывают на личность автора, «героя», которому посвящён опус, или географические реалии. infourok.ru
XIX век считается «золотым веком», «классическим периодом» в развитии программной музыки. www.dissercat.com