Некоторые особенности последнего периода творчества О. Э. Мандельштама (1930-е годы, в том числе «Воронежские тетради»): 24
- Формирование новой поэтики. 2 По терминологии М. Л. Гаспарова, это «третья поэтика». 2 В стихах появляется ярко выраженное авторское «я», через которое раскрывается расширяющийся мир с чёткой структурой. 2
- Использование аутодиалога. 2 В текстах отражается внутренний духовный путь поэта: от надежды к страху, отчаянию и далее — к смирению, гордому принятию своей судьбы. 2
- Открытость и внутренняя свобода поэтики. 1 Мандельштам отказывается от ряда непременных условностей, которые традиционно налагал на себя как поэт. 1 Диссонансы, неточные, подчас экстраординарные рифмы становятся обычным явлением. 1
- Обращение к лирической прозе. 4 Свои взгляды на природу и предназначение поэзии Мандельштам высказывает, например, в очерке «Разговор о Данте» (1933). 4
- Ощущение себя создателем иной литературы. 4 Поэт ощущает себя создателем «неразрешённой» литературы, противоположной официально принятой. 4