Особенности музейной коммуникации при работе с различными возрастными группами заключаются в том, что для каждой аудитории требуются свои психолого-андрагогические приёмы, зависящие от состава группы или индивидуальных особенностей отдельного посетителя. 4
Работа с детьми младшего школьного возраста имеет свои особенности: 5
- Дети 6–8 лет увлекаются сюжетом, следуя за которым они вместе с героями «проживают» изображённое событие, стараясь вынести свою нравственную оценку. 5
- Дети 8–9 лет, усваивая некоторый минимум информации и терминологии по культуре, уже способны сопоставлять и элементарно анализировать факты культурной жизни. 5
- Обучение должно основываться не только на памяти учеников, но и на осмыслении ими полученных сведений и на самостоятельном поиске ответов на поставленные перед ними вопросы. 5
- Для самых маленьких непосредственное манипулирование с предметом практически обязательно, то для более старших детей достаточно «зрительное ощупывание» предмета, мысленные действия с ним. 5
Работа с подростками требует креативности, понимания и гибкости. 3 Некоторые особенности:
- Создание комфортной среды. 3 Цель культурного пространства — создать среду для комфортного и безопасного общения подрастающего поколения и непрерывно её поддерживать. 3
- Взаимодействие с подростком, а не с его родителями. 3 Важно уйти от привычных ролей «взрослый — ребёнок», заменив их на «наставник — начинающий». 3
- Затрагивание сложных тем, соответствующих современным, «взрослым» реалиям. 3 К подростковому возрасту дети уже имеют собственную точку зрения. 3
- Предоставление подростку инициативы и возможности выбрать. 3 В пространстве музея молодые люди могут сами стать творцами, ведь искусство обладает той гибкостью, которую невозможно получить во вне. 3
- Внедрение нестандартных форматов коммуникации. 3 Обычные форматы, такие как лекции и семинары, ещё не подходят этой аудитории, поэтому нужно находиться в постоянном поиске нового и интересного. 3
Работа со взрослой аудиторией предполагает, что экскурсовод не столько ждёт ответной словесной реакции, сколько старается поддержать эрудицию своих собеседников. 8 В этом случае можно задавать вопросы косвенного характера. 8
Таким образом, для разных возрастных групп в музее разрабатываются адресные программы, ориентированные на посетителей различного возраста. 1