Некоторые особенности использования светотени в творчестве Караваджо:
- Применение «подвального» света. 2 Луч света неравномерно охватывает пространство картины, выделяя из темноты отдельные фигуры. 2 Так объекты получались особенно объёмными и рельефными. 2
- Усиление контраста между светом и тенью. 4 Караваджо никогда не изображал свои фигуры в солнечном освещении, но всегда размещал их в полутёмной атмосфере закрытой комнаты. 4 Высоко расположенный источник света он направлял вертикально на наиболее значимые участки тел, оставляя другие части в темноте. 4
- Использование светотени в качестве приёма, независимо от содержания работы. 5 Например, в картине «Экстаз святого Франциска» светотень оправдана содержанием эпизода, но в дальнейшем Караваджо стал применять её в качестве самостоятельного приёма. 5
- Применение бокового, как бы скользящего света. 1 Этот приём позволял создавать яркие контрасты и глубинные эффекты. 1
Техника светотени стала основой для формирования нового реалистического стиля в искусстве. 1