Автентическая каденция (автентический каданс) — это гармонический оборот, построенный на аккордах доминанты и тоники. 13 Некоторые особенности:
- Название происходит от средневековых ладов, в которых доминанта играла важную роль. 1
- Переход от доминанты в тонику всегда имеет островатый характер, так как входящие в составы аккордов звуки различны. 3
- Может быть полной (D — Т) или половинной (Т — D). 1
- В полных каденциях в басу даётся ход V — I ступени, а в верхнем голосе на I ступени звучит основной тон аккорда. 1
Плагальная каденция (от греческого — «косвенный») — это каденционная фигура, основанная на отношениях между субдоминантой или IV аккордом и тоникой. 4 Некоторые особенности:
- Противоставляется автентическому обороту как главному типу. 1
- Имеет аккордовую последовательность: субдоминанта — тоника. 3
- Зачастую плагальная каденция может дополнять автентическую и стоять после неё, как бы мягко утверждая тональность. 3
- В нормативной плагальной каденции основной тон разрешающей тоники присутствует (или подразумевается) в гармонии S и не является новым звуком при вступлении Т. 1
- Характер плагальной каденции — смягчённый, как бы косвенного действия (в противоположность автентической каденции, которой свойствен прямой, открытый, острый характер). 1