Некоторые особенности атональной музыки в контексте экспрессионизма:
- Упразднение тональной гармонии. 4 Возникает свободная атональность, где композиционный процесс определяется индивидуальным образом каждого сочинения. 3
- Эмансипация диссонанса. 4 Диссонанс освобождается от приготовления и разрешения и уравнивается в правах с консонансом. 4
- «Музыкальная проза». 4 Характеризуется несимметричным синтаксисом, исчезновением метрической тактовой системы, тактовые черты утрачивают смысл и остаются лишь ориентиром. 4
- Преобладание декламационных, речитативных интонаций. 2 Такой поток интонаций имитирует взволнованную человеческую речь и не укладывается в заранее определённые структурные рамки. 2
- Динамические, фактурные, регистровые контрасты. 4 Также характерно «очуждение» тембра за счёт использования особых приёмов звукоизвлечения. 4
- Максимальная концентрация высказывания. 4 Достигается запретом точных повторений, секвенцирования, отсутствием каденций. 4
Атональная музыка в контексте экспрессионизма воплощает застывшее от напряжения тревожное душевное состояние. 2