Некоторые различия между дирижированием в эпоху барокко и в наше время:
Роль лидера ансамбля. 1 В эпоху барокко часто лидером был один из музыкантов, игравших на клавесине или скрипке. 1 Он не только управлял ритмом, но и задавал темп и характер исполнения. 1 В современном мире дирижёр является не просто руководителем оркестра, но и интерпретатором музыкальных произведений. 1 Его задача — понять замысел композитора и воплотить его через коллектив. 1
Методы дирижирования. 3 В эпоху барокко дирижёр определял темп рядом аккордов, подчёркивая ритм акцентами или фигурацией. 3 Некоторые дирижёры, например И. С. Бах, делали указания глазами, головой, пальцем, иногда напевая мелодию или отстукивая ритм ногой. 3 К концу XVIII века дирижёры начали использовать палочку для более чёткой передачи ритма и динамики. 1
Отношение к публике. 2 В эпоху барокко дирижёр стоял лицом к публике, что было естественно, так как на выступлениях мог присутствовать император. 2 В наше время дирижёр поворачивается к оркестру и иногда даже скрывается от публики, чтобы установить подлинный контакт с оркестром. 2
Требования к знаниям и навыкам дирижёра. 3 В эпоху барокко дирижёр должен был обладать навыками игры на клавесине или скрипке, а также уметь управлять ансамблем. 1 Современный дирижёр обязан быть экспертом в области музыкальной теории, истории и анализа произведений. 1 Он должен уметь мотивировать музыкантов и создавать атмосферу доверия и взаимопонимания. 1