Революционный вклад Чарльза Айвза в развитие американской композиторской школы заключается в нескольких направлениях:
- Использование политональных, полиритмических и полиметрических техник. 3 Композитор применял их систематически и регулярно. 3 Например, в симфоническом опусе «Три селения в Новой Англии» (1903) возникает ощущение единовременной игры двух оркестров, но ритмически, метрически и динамически различно структурированных. 3
- Применение коллажной техники. 3 Она подразумевает изобретательную игру стилей и цитат. 3 В каждом сочинении Айвза используется разнообразный музыкальный материал: от уличных песенок и инструментальных наигрышей до тем Бетховена, Брамса, Чайковского. 3
- Использование атональных произведений. 2 Айвз создал множество атональных работ, которые предшествовали произведениям Шёнберга и были столь же сложными, а возможно, и более сложными. 2 Среди них — Вторая фортепианная соната «Конкорд». 2
- Применение четвертитоновой системы. 4 Стремление проникнуть в недра звуковой материи привело Айвза к этой системе, совершенно неизвестной классической музыке. 4
Айвз — основоположник новой американской композиторской школы ХХ века. 5 Он преодолел границы тональности за 10 лет до А. Шёнберга, применил полистилистику за несколько лет до И. Стравинского и экспериментировал с полиоркестровыми группами за 50 лет до К. Штокхаузена. 5