Новаторство драматической трилогии А. К. Толстого заключается в нескольких аспектах:
- Отказ от принципа строгой исторической достоверности. 1 Автор берёт отдельные события и группирует их зачастую с нарушением хронологического принципа, чтобы усилить драматизм и психологически раскрыть характер главных персонажей. 1
- Создание психологических портретов главных героев. 1 Герои трилогии — живые конкретные люди, показанные во всей сложности и неоднозначности своих характеров. 1 Они не являются носителями лишь одной страсти или выразителями только определённой тенденции. 1
- Рассмотрение исторических фактов и процесса исторического развития с позиций нравственно-философских. 3 В борьбу вступают не столько социально-исторические силы, сколько личности — и моральные, и нравственно растлённые. 3
- Использование монологов. 2 Они замедляют действие, сосредотачивают внимание зрителя на анализе внутреннего мира героев, заставляют думать, сопереживать, обращаться к нравственному чувству. 2
- Применение темы рока. 45 Одним из центральных мотивов трилогии является мотив таинственной трагической судьбы, перерастающий в тему неумолимого рока и возмездия. 5
Трилогия А. К. Толстого значительно повлияла на развитие национального театра и предвосхитила такое явление, как «новая драма». 3