Новаторство Антона Рубинштейна как пианиста заключалось в умении создавать яркий художественный образ произведения. 3 При этом созданию целостного образа не мешали даже технические неточности, которые, по собственному признанию, Рубинштейн во множестве допускал. 3
Как дирижёра новаторство музыканта проявилось в том, что он стал первым директором, дирижёром оркестра и хора первой российской консерватории, которую основал в 1862 году. 12
Кроме того, Рубинштейн сломал стереотип, что музыка — это привилегия высших слоёв, делая упор на просветительскую сферу и веру в то, что трудом можно добиться небывалых высот. 1
Также он стал первым композитором, в творчестве которого сочинения для фортепиано заняли одно из ведущих мест и воплотили не менее крупные художественные идеи, чем его же симфонии или камерные ансамбли. 4