Некоторые новаторские приёмы Дмитрия Бортнянского в церковной музыке:
- Создание нового типа хорового концерта. 1 В нём использованы достижения в области оперы, инструментальной музыки, полифонических жанров XVIII столетия. 1
- Использование антифонного изложения. 4 Поочерёдно вступающие хоры сливаются в единое мощное звучание. 4
- Создание разнообразных контрастов между группами голосов. 4 Таким образом достигается многотембровость хорового звучания и постоянная смена нюансов. 4
- Обращение к знаменному распеву. 1 Мелодика знаменных песнопений развивается в поступенном движении, большей частью в терцовом амбитусе на основе опевания опорных тонов. 1
- Подчинение древних напевов симметричному ритму. 2 Бортнянский часто изменял их, оставляя только самые необходимые ноты мелодии, изменяя также относительную длину нот, а иногда даже и текст. 2
- Бережное обращение с текстом. 4 Композитор сохранял его в целости, избегая перестановок и неудобных повторений слов. 4 Тексты он заимствовал из псалмов Давида и других молитв. 4
Все духовные хоровые произведения Бортнянского получили официальное признание в качестве образцовых и во многом определили стиль русского церковного хорового пения, начиная с конца XVIII и вплоть до середины XIX века. 4