Новаторские подходы импрессионистов к музыкальной гармонии заключались в следующем:
- Создание особых музыкальных «красок». 1 Аккорды стали использовать в различных сочетаниях, они выполняли роль своеобразных «цветовых мазков». 1 При таком подходе диссонансы в гармонии не требовали разрешения, а создавали нужный «цвет». 1
- Усложнение строения аккордов. 1 Помимо привычных трезвучий и септаккордов, для создания более густого звучания и дополнительных звуковых оттенков стали активно расширять аккордовые вертикали и использовать «надстройки» — 9, 11 и 13 ступени. 1
- Ослабление понятия главной тональности произведения. 1 В связи с гармоническими нововведениями его стало трудно определить, а порой тональность и вовсе было невозможно указать. 1
- Использование параллельного движения аккордов. 1 Аккорды одинакового строения перемещались от тоники к тонике, например, движение мажорными трезвучиями С — D – Eb – B – G – Ab – F. 1
- Применение модальности. 4 Вместо традиционной мажорной и минорной тональностей, композиторы импрессионизма часто прибегали к модальным шкалам и аккордам, что создавало особый фольклорный, светлый или меланхоличный характер музыки. 4
Гармонические находки эпохи импрессионизма позже получили название модальной гармонии (гармонии ладов, или гармонии красок). 1