Уникальность актёрской системы Константина Станиславского заключается в том, что она направлена на достижение полной психологической достоверности актёрской игры. 2
Некоторые особенности системы:
- Идея переживания роли. 3 Актёр, погружаясь в обстоятельства персонажа, начинает по-настоящему чувствовать его внутренний мир, «переживать» его эмоции. 3 Сцена переставала быть «игрой в образ», а превращалась в процесс искреннего перевоплощения. 3
- Проработка предлагаемых обстоятельств роли. 5 Актёр играет не какого-то персонажа, а самого себя в обстоятельствах роли. 5 Существует три круга обстоятельств, которые артисту требуется проработать и примерить на себя: 5
- Большой круг — это исторический фон, на котором развиваются события пьесы. 5 То, что происходит в мире, в котором живёт персонаж, в его стране и городе. 5
- Средний круг — сюда входят подробности жизни героя: его материальное и семейное положение, особенности быта, возраст и другие детали. 5
- Малый круг — те события, которые происходят с персонажем прямо сейчас и влияют на его чувства, желания, цели и поведение. 5
- Игра «здесь и сейчас». 25 Актёр должен каждый раз переживать по-новому роль, которую исполняет не первый раз. 5 Любое действие должно рождаться на сцене заново, а поведение персонажа не должно становиться привычкой и превращаться в штамп. 5
- Обращение к актёрскому ансамблю. 1 Станиславский хотел, чтобы участники спектакля работали слаженно и ни один из них не выделялся на фоне других. 1 Но каждый образ требовалось создавать многогранным. 1
- Понятие «четвёртой стены». 1 Артисты, согласно системе Станиславского, должны действовать так, словно пространство сцены разделяет невидимая завеса. 1 Это открытие дало возможность актёрам создавать свой мир на сцене и даже поворачиваться к зрителям спиной, что тогда считалось неуважением к залу и поначалу вызывало недопонимание у публики. 1
Система Станиславского стала одной из наиболее влиятельных в истории театрального искусства и лежит в основе современной актёрской педагогики. 3