Творческая эволюция Дмитрия Шостаковича как композитора заключалась в следующих этапах:
- Ранние годы. ru.wikipedia.org Композитор испытал влияние музыки Г. Малера, А. Берга, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, П. Хиндемита, М. П. Мусоргского. ru.wikipedia.org В эти годы он писал фортепианный цикл миниатюр «Афоризмы» (1927), оперы, балеты, симфонии, а также музыку для театра и кино. art.1sept.ru
- 30-е годы. bardshi.uln.muzkult.ru В это время закончилось формирование стиля Шостаковича, он превратился из молодого композитора в зрелого мастера. bardshi.uln.muzkult.ru Постепенно творчество композитора приобрело черты гармонической ясности, которые стали характерными для него на всём протяжении дальнейшего творческого пути. bardshi.uln.muzkult.ru Шостакович нашёл специфические приёмы, которые наиболее полно отображали новое содержание его симфоний: отказ от всего лишнего, второстепенного, строгий отбор деталей, использование только необходимых музыкально-выразительных средств для воплощения своих замыслов. bardshi.uln.muzkult.ru
- 1950-е годы. ru.wikipedia.org В 1950 году, участвуя в качестве члена жюри на Конкурсе имени И. С. Баха в Лейпциге, композитор был настолько вдохновлён атмосферой города и музыкой его великого жителя — И. С. Баха, — что по приезде в Москву приступил к сочинению 24 Прелюдий и Фуг для фортепиано. ru.wikipedia.org В 1952 году написал цикл пьес «Танцы кукол» для фортепиано без оркестра. ru.wikipedia.org В 1953 году после восьмилетнего перерыва вновь обратился к симфоническому жанру и создал Десятую симфонию. ru.wikipedia.org
- 1960-е годы. ru.wikipedia.org В 1961 году композитор осуществил вторую часть своей «революционной» симфонической дилогии: в пару к Одиннадцатой Симфонии «1905 год» написал Симфонию №12 «1917 год» — произведение «изобразительного» характера, где, словно красками на холсте, композитор рисует музыкальные картины Петрограда, убежища В. И. Ленина на озере Разлив и самой Октябрьской революции. ru.wikipedia.org
Жанровое и эстетическое разнообразие музыки Шостаковича огромно, в ней сочетаются элементы музыки тональной, атональной и ладовой, в творчестве композитора переплетаются модернизм, традиционализм, экспрессионизм и «большой стиль». ru.wikipedia.org