Революционность художественного метода Эмиля Золя заключалась в основании натурализма — художественного течения, ориентированного на максимально точное воспроизведение действительности. 1
Некоторые черты метода:
- Отказ художнику в праве оценивать изображаемые события и людей, выносить приговор и строить заключения. 1 По мнению Золя, романист должен быть фиксатором фактов, а его произведение должно приобретать характер протокола действительности. 1
- Интерес к живой жизни с её невымышленными сюжетами и конфликтами. 1 Писателя интересовало не отвлечённое «качество» человека, а его поведение, так как «качества» обнаруживались только в реакции на внешний мир. 2
- Устранение психологических категорий и их замена физиологическими. 2 Например, угрызения совести превращались в расстройство нервной системы, любовь — в вожделение плоти, мысль — в секрецию мозга. 2
- Одушевление порождённых буржуазной цивилизацией «скоплений», машин. 4 Вещи, механизмы, помещения могли олицетворять враждебную или благосклонную к человеку стихию. 4
Мопассан назвал Золя «революционером в литературе». 1