Новаторская живопись Симона Ушакова заключалась в отходе от традиционной условно-плоскостной манеры древнерусской живописи и переходе к новой эстетике реализма, или, по собственным словам художника, «живоподобности». 35
Некоторые особенности новаторства Симона Ушакова:
- Акцент на внешности изображаемого. 1 Ушаков стремился изобразить святых, Христа, Богородицу так, как, согласно преданию, они выглядели внешне — со всеми совершенствами. 1
- Отказ от «обратной перспективы». 1 Художник изображал только видимую глазом «внешность», что позволяло избежать необходимости «погружения» в пространство иконы. 1
- Переход к прямой перспективе. 1 Это создавало иллюзию, подобную позднейшей фотографии. 1
- Отход от символизма цветов. 1 На древнерусских иконах цвета не смешиваются и не имеют оттенков, так как каждый из них несёт смысловую нагрузку. 1 Для Ушакова же было важно передать внешнюю красоту, поэтому на его образах появлялись новые цветовые решения. 1
- Использование светотеневой лепки. 3 Этот приём мягко и энергично выявлял объём. 3
При этом стремление к «живоподобности» сочеталось у Ушакова с сохранением общего образного строя, присущего традиционной русской иконописи. 3 Он не заменил старое искусство новым, а наметил плавный переход от одного этапа к другому. 3