Новаторская живопись Симона Ушакова заключалась в отходе от традиционной условно-плоскостной манеры древнерусской живописи и переходе к новой эстетике реализма, или, по собственным словам художника, «живоподобности». blog.mediashm.ru pushkin.kubannet.ru
Некоторые особенности новаторства Симона Ушакова:
- Акцент на внешности изображаемого. pravoslavie.wiki Ушаков стремился изобразить святых, Христа, Богородицу так, как, согласно преданию, они выглядели внешне — со всеми совершенствами. pravoslavie.wiki
- Отказ от «обратной перспективы». pravoslavie.wiki Художник изображал только видимую глазом «внешность», что позволяло избежать необходимости «погружения» в пространство иконы. pravoslavie.wiki
- Переход к прямой перспективе. pravoslavie.wiki Это создавало иллюзию, подобную позднейшей фотографии. pravoslavie.wiki
- Отход от символизма цветов. pravoslavie.wiki На древнерусских иконах цвета не смешиваются и не имеют оттенков, так как каждый из них несёт смысловую нагрузку. pravoslavie.wiki Для Ушакова же было важно передать внешнюю красоту, поэтому на его образах появлялись новые цветовые решения. pravoslavie.wiki
- Использование светотеневой лепки. blog.mediashm.ru Этот приём мягко и энергично выявлял объём. blog.mediashm.ru
При этом стремление к «живоподобности» сочеталось у Ушакова с сохранением общего образного строя, присущего традиционной русской иконописи. blog.mediashm.ru Он не заменил старое искусство новым, а наметил плавный переход от одного этапа к другому. blog.mediashm.ru