Новаторская роль Арнольда Шёнберга в развитии музыкального экспрессионизма заключалась в следующем:
- Создание новой концепции написания музыки — додекафонии. 25 Она основана не на порывах творческой души, а на точном расчёте и стала новым музыкальным языком XX века. 2 Додекафония состоит из 12 полутонов, сочетающихся в определённой последовательности. 4 Полутона придают произведению особое напряжение и драматизм. 4
- Отказ от тональности и традиционных способов тематической организации. 3 Это позволило передавать крайние эмоциональные состояния с чрезвычайной интенсивностью. 3
- Эмансипация диссонанса. 3 Диссонанс превратился в автономное, самостоятельное созвучие, не связанное более с обязательным разрешением в консонанс. 3
- Нарушение границ жанра. 1 Например, во Втором струнном квартете Шёнберга (1907–1908) композитор впервые отказался от тональности и ввёл в инструментальную музыку вокальную партию. 1
- Использование принципа свободного выбора языка. 3 Шёнберг одним из первых предложил и узаконил своим творчеством этот принцип. 3
Творчество Шёнберга рубежа 1900–1910-х годов считается самым законченным и исчерпывающим воплощением музыкального экспрессионизма. 3