Хиазм в скульптуре — это поза, при которой, например, при переносе тяжести тела на правую ногу правому поднятому бедру соответствует левое поднятое плечо, а левому опущенному бедру — правое опущенное плечо. 3 Возникает перекрёстная симметрия: напряжение концентрируется справа снизу и слева сверху, покой — наоборот. 3
Концепция хиазма возникла в античной скульптуре, начиная с ранней классики, и связана с приёмом контрапоста — достижением равновесия противоположно направленными движениями в изображении фигуры человека, стоящего с переносом тяжести тела на одну ногу. 12
Цель использования хиазма — придание контурам скульптурных тел плавного волнообразного ритма, создание красивых изгибов тела. 4
Приём хиазма использовался, например, в произведениях античного скульптора Поликлета Аргосского: фигурах Дорифора («Копьеносца») и Диадумена («Юноши, увенчивающего себя победной повязкой»). 12