Всеволод Пудовкин был одним из главных теоретиков советского кино. 1 Его вклад в теорию кино заключается в следующих аспектах:
- Исследование восприятия времени в кино. 12 Пудовкин опубликовал статью «Время в кинематографе», в которой рассматривал, как зритель воспринимает время в фильме в зависимости от темпов музыки. 12
- Разработка метода ускоренной съёмки. 12 Пудовкин одним из первых в России заговорил о применении «цайт-лупы» — ускоренной съёмки, «слоу-мо». 12 Он призывал использовать эту технологию не только как трюк, но и для усиления экспрессии. 1
- Изучение основ кинематографа. 12 В 1926 году вышли статья Пудовкина «Принцип сценарной техники» и книга «Киносценарий (Теория сценария)». 12 В них режиссёр рассказывал об искусстве монтажа, крупных и общих планах, сценарном мастерстве. 1
- Использование нелинейного повествования. 12 Пудовкин говорил о новом для того времени приёме — нелинейном повествовании, который сегодня называют «обратный кадр» или «флешбек». 1 Суть приёма в том, чтобы скомбинировать сцены, происходящие в разное время и в разных местах. 1
- Работа с актёрами по системе Станиславского. 25 Пудовкин считал, что актёрская игра должна быть максимально близка к реальному поведению человека. 2
Многие публикации Пудовкина стали учебными пособиями для студентов-кинематографистов. 1 Теоретические работы режиссёра оказали значительное влияние на мировой кинематограф, их используют в институтах по всему миру до сих пор. 2