Уникальный метод обучения живописи, разработанный Павлом Чистяковым, заключается в следующем:
- Индивидуальный подход к каждому ученику. 1 Чистяков учитывал индивидуальные способности и потребности учеников, не ограничивал их жёсткими правилами и нормами, а давал свободу творчества. 1
- Целеполагание. 2 Прежде чем начать обучение, необходимо было определить его целевое назначение, а именно представить конечный продукт, результат художественной деятельности, который будет получен по ходу её реализации. 2
- Изучение перспектив, пластической анатомии, механики движений и законов построения внутреннего устройства объектов. 2
- Ознакомление с картинной плоскостью. 2 Она отражала навыки чувственного восприятия двух пространственных направлений — горизонтального и вертикального. 2
- Устойчивое закрепление навыков рисования. 2 Для этого использовались различные упражнения, позволяющие развить точность рисования линий, глазомерное восприятие, пространственное восприятие объектов и другие навыки. 2
- Приоритет методической последовательности работы над конкретным изображением. 2 В основе формирования навыков рисования лежало понимание сути построения формы и этапов выполнения рисунка. 2
- Принцип рисования «в глубину». 5 Линия карандашом ведётся от ближайшей точки к дальней, таким образом ученик учится чувствовать пространство листа, а не чертить по плоскости. 5
- Рисование «на глаз», без применения замеров на карандаш. 5