Уникальная полистилистическая техника композитора А. Шнитке заключается в сочетании и взаимодействии разных исторических и индивидуальных стилей внутри одного произведения. 4
Некоторые особенности этой техники:
- Использование различных жанров. 15 Диапазон творчества Шнитке широк: от старинных жанров (мотет, мадригал, реквием, Concerto grosso) до современных жанров джазовой и эстрадной музыки. 15
- Цитирование и создание неожиданных структур. 3 Композитор свободно подходит к исходным прообразам, формируя разнообразные структуры и создавая порой парадоксальные гибриды. 3 Например, в 4-й симфонии под одной крышей собираются песнопения разных вероисповеданий, а в «Посвящении Паганини» введены фрагменты из произведений Корелли, Баха, Берга. 3
- Соединение взаимоисключающего. 5 Шнитке соединяет грубое и утончённое, невежественное и мудрое, возвышенное и шлягерное. 5
- Использование индивидуальной звуковысотной системы. 2 Многообразие музыкальных стилей базируется на строго заданной системе звуковысотных структур, которая стала для Шнитке важнейшим способом мышления в звуках. 2
Термин «полистилистика» впервые был использован А. Шнитке и обоснован в его теоретических работах. 1