Теория лучизма Михаила Ларионова заключается в идее, что смысл живописи — не изображение предметов, а иллюстрирование отражённых от них цветовых лучей. ru.ruwiki.ru ru.wikipedia.org
Согласно этой теории, человек воспринимает не сам предмет, а «сумму лучей, идущих от источника света, отражённых от предмета и попавших в поле зрения». ru.ruwiki.ru ru.wikipedia.org
Некоторые принципы теории лучизма:
- Стирание границ между натурой и картинной плоскостью. ru.ruwiki.ru ru.wikipedia.org В «лучистой» картине предметы реального мира не имеют никакого значения, кроме «реалистического лучизма», где предмет служит точкой отправления. ru.ruwiki.ru
- Условное изображение лучей цветной линией. ru.ruwiki.ru ru.wikipedia.org Таким образом, по утверждению Ларионова, лучше всего может быть выявлено существо самой живописи — «комбинация цвета, его насыщенности, отношение цветовых масс, углублённость, фактура». ru.ruwiki.ru ru.wikipedia.org
- Выделение разных направлений лучизма. ru.ruwiki.ru Ларионов выделял «реалистический лучизм», при котором изображаемый объект легко узнаваем, и «пневмолучизм», когда отражающиеся от предмета лучи полностью заслоняют его. ru.ruwiki.ru ru.wikipedia.org