Театральность увертюр Бетховена заключается в их связи с драматическими произведениями и обобщённом выражении главной идеи театральной пьесы. 13
Некоторые черты театральности увертюр Бетховена:
- Использование оборотов, связанных с образами движения (марша, танца) и с интонациями оперной музыки (возгласы, мотивы жалобы, декламационно-речитативные обороты и т. п.). 1
- Частотное использование контрастных элементов или построение музыки как «диалога». 1 Например, в увертюре «Эгмонт» образ испанских угнетателей выражен тяжеловесным мотивом сарабанды, который пронизывает темы вступления и побочной партии. 1
- Использование кодов, которые отражают сюжет. 1 Так, увертюра к «Эгмонту» завершается ликующей мажорной кодой, построенной на торжественных фанфарах из музыки финала драмы. 1
- Отсутствие элементов повествовательности, показ событий со стороны. 2 Вся увертюра может рассматриваться как внутренний монолог героя. 2
Таким образом, увертюры Бетховена — не столько вступления к театральному спектаклю, сколько самостоятельные инструментальные драмы. 1