Театральная реформа Александра Островского заключалась в нескольких направлениях:
- Отказ от эффектных сценических приёмов и исключительных обстоятельств. 14 Основой пьес Островского стала повседневная жизнь, складывающаяся из незаметных событий и фактов. 14
- Создание новых героев. 14 Это обыкновенные люди с невысокими страстями и проблемами, о которых не принято было говорить в приличном обществе. 14
- Упразднение принципа постановки, при котором ставка делалась на одного актёра. 1 В пьесах Островского действует целый ансамбль. 1
- Забота о сценичности пьесы. 1 Островский писал так, чтобы его произведения было интересно смотреть и удобно ставить. 1
- Выстраивание «четвёртой стены». 1 До Островского пьесы изобиловали длинными монологами, в которых герои напрямую обращались к зрителю. 1 По Островскому зритель — случайный свидетель событий, отделённый от сцены невидимой стеной. 1
- Создание театральной школы. 5 По мысли Островского, школа должна была вооружать молодого актёра мастерством и воспитывать его в традициях театра. 5
Благодаря реформам Островского появился современный русский театр, а его пьесы стали школой для огромного числа актёров, постепенно продвигавшихся от эпизодических ролей к главным. 1