Связь прекрасного и безобразного в истории эстетики заключается в их диалектической противоположности и одновременном взаимоисключении и взаимодополнении. sfk-mn.ru
Прекрасное связано с представлениями о совершенстве или благе, синонимично понятиям красивое, гармоничное, совершенное. cyberleninka.ru Безобразное, в свою очередь, характеризуется как отсутствие образа, упорядоченности, хаос, направлено на разрушение бытия. cyberleninka.ru
Некоторые мыслители по-разному рассматривали связь прекрасного и безобразного:
- Кант и Шиллер считали возможным изображение безобразного в искусстве, но лишь дозировано. cyberleninka.ru Они полагали, что художественность изображения может превратить безобразное проявление природы в объект, доставляющий эстетическое наслаждение, преобразуя его в прекрасное. cyberleninka.ru
- Карл Розенкранц в работе «Эстетика безобразного» определил безобразное как «отрицательно прекрасное». cyberleninka.ru iphlib.ru По его мнению, прекрасное является абсолютным понятием, в отличие от безобразного, которое относительно. cyberleninka.ru Диалектическая связь между этими понятиями заключается в возможности разрушения прекрасного в условиях несвободы человеческого духа и возможности превращения его в безобразное. cyberleninka.ru
- Эдмунд Бёрк понимал безобразное как полную противоположность красоте, выделяя уродство как высшую степень безобразия. sci-article.ru
Понятия прекрасного и безобразного не остаются незыблемыми, они претерпевают изменения на протяжении всего развития человеческой мысли. sci-article.ru