Связь прекрасного и безобразного в истории эстетики заключается в их диалектической противоположности и одновременном взаимоисключении и взаимодополнении. 5
Прекрасное связано с представлениями о совершенстве или благе, синонимично понятиям красивое, гармоничное, совершенное. 1 Безобразное, в свою очередь, характеризуется как отсутствие образа, упорядоченности, хаос, направлено на разрушение бытия. 1
Некоторые мыслители по-разному рассматривали связь прекрасного и безобразного:
- Кант и Шиллер считали возможным изображение безобразного в искусстве, но лишь дозировано. 1 Они полагали, что художественность изображения может превратить безобразное проявление природы в объект, доставляющий эстетическое наслаждение, преобразуя его в прекрасное. 1
- Карл Розенкранц в работе «Эстетика безобразного» определил безобразное как «отрицательно прекрасное». 12 По его мнению, прекрасное является абсолютным понятием, в отличие от безобразного, которое относительно. 1 Диалектическая связь между этими понятиями заключается в возможности разрушения прекрасного в условиях несвободы человеческого духа и возможности превращения его в безобразное. 1
- Эдмунд Бёрк понимал безобразное как полную противоположность красоте, выделяя уродство как высшую степень безобразия. 3
Понятия прекрасного и безобразного не остаются незыблемыми, они претерпевают изменения на протяжении всего развития человеческой мысли. 3