Система Станиславского — теория сценического искусства, метода актёрской техники, разработанная русским режиссёром, актёром, педагогом и театральным деятелем Константином Сергеевичем Станиславским в период с 1900 по 1910 год. 1
Суть системы заключается в том, что актёр стремится перевоплотиться в своего персонажа, «прожить» его эмоции, испытать на себе контекст окружающих его событий. 3 Целью является достижение полной психологической достоверности актёрской игры. 1
В основе системы лежит разделение актёрской игры на три технологии: 1
- Ремесло. 1 Использование готовых штампов, по которым зритель может однозначно понять, какие эмоции имеет в виду актёр. 1
- Искусство представления. 1 В процессе длительных репетиций актёр испытывает подлинные переживания, которые автоматически создают форму проявления этих переживаний, но на самом спектакле актёр эти чувства не испытывает, а только воспроизводит форму, готовый внешний рисунок роли. 1
- Искусство переживания. 1 Актёр в процессе игры испытывает подлинные переживания, и это рождает жизнь образа на сцене. 1
Некоторые основные принципы системы Станиславского:
- Правда переживаний. 24 Актёр должен переживать то, что происходит с персонажем, эмоции, испытываемые актёром, должны быть подлинными. 2
- Продумывание предлагаемых обстоятельств. 12 Чтобы персонаж чувствовал и действовал наиболее верным образом, необходимо понять и продумать обстоятельства, в которых он существует. 1
- Рождение места и действий «здесь и сейчас». 1 Любая эмоция, любое действие должно родиться на сцене. 1