Синтез живописи и музыки в творчестве М. К. Чюрлёниса заключается в использовании формы и структуры музыкальных произведений в живописи. scienceforum.ru
Некоторые примеры такого синтеза:
- Использование музыкальных форм. scienceforum.ru В живописи Чюрлёнис применял принципы строения, характерные для музыкальных жанров: сонаты, фуги, прелюда. scienceforum.ru cyberleninka.ru
- Объединение мотивов реальности, различных планов пространства и времени, а также контрастных символических образов. scienceforum.ru Например, в одну композиционную систему (цикл), основанную на динамике музыкального темпа (Allegro, Andante, Scherzo, Finale), Чюрлёнис объединил мотивы реальности. scienceforum.ru
- Использование средств музыкальной выразительности. scienceforum.ru В живописи художник применял пластические соответствия средствам музыкальной выразительности: ритм линий и плоскостей, гибкие формы, «наложения» нескольких слоёв пейзажа, создавая эффект расширенного пространства. scienceforum.ru
- Создание параллелей. scienceforum.ru Громкости музыкального тона соответствовала интенсивность цвета и контура, музыкальному темпу — пластически-линейный ритм, музыкальной части произведения — циклическая структура произведения. scienceforum.ru
Чюрлёнис стремился сделать свою музыку живописной, а своими картинами вызывать у зрителей ощущение звучащей музыки. sites.google.com