Возможно, имелся в виду символизм затемнённого пространства в работах русских художников-символистов, например Михаила Врубеля, Константина Сомова, Александра Бенуа, Виктора Борисова-Мусатова. 3
В произведениях этого направления пространство перестаёт быть фоном или средой для действий человека и становится главным героем картины. 4 При этом каждый формообразующий элемент наделяется одинаковой степенью значимости. 4
Символизм затемнённого пространства может означать состояние забвения, мечтания, фантазирования, не имеющего связи с предметно-смысловой составляющей мира. 4
Например, в картине М. А. Врубеля «Сирень» (1900) таинственная патетика пульсирующего светоносного фона перекрывает образность женской фигуры, усиливая её смысловую неопределённость. 4
Также для некоторых художников тёмная часть суток обладала мистической аурой, считалась временем, когда человек остаётся наедине с городом, и тогда обостряются чувство одиночества, меланхолия и щемящая тоска по несбыточному. 2