По мнению Дж. Брунера, роль культуры и общества в интеллектуальном развитии ребёнка заключается в том, что культура формирует человеческий разум, оказывая тем самым помощь индивиду в использовании присущего ему интеллектуального потенциала. 5
Некоторые аспекты влияния культуры и общества на интеллектуальное развитие ребёнка по Брунеру:
- Усвоение средств культуры. 1 Психическое развитие отдельного человека происходит в процессе усвоения средств культуры. 1 Усвоение набора этих средств усиливает естественные двигательные, сенсорные и умственные способы познания. 1
- Влияние общественного опыта. 4 Для развития интеллекта Дж. Брунер придавал большое значение культуре общества, в котором растёт ребёнок, и общественному опыту, усваиваемому ребёнком в процессе обучения. 4
- Влияние взаимодействия. 15 Учёный подчёркивал, что именно через взаимодействие ребёнок познаёт мир, открывая для себя культуру. 15
- Социальный принцип. 1 Брунер отмечал, что существует связь между образованием и другими составляющими культуры: экономикой, политикой, семейной жизнью и т. д.. 1
Таким образом, по Брунеру, психическое развитие ребёнка определяется не биологическими факторами, а прежде всего культурными условиями его жизни. 1