Ритмическое разнообразие русских классических стихов заключается в закономерном чередовании ударных и безударных слогов. 3 Пять размеров силлабо-тонической системы охватывают все возможные закономерности этого чередования: 3
- Хорей. 13 Двусложный размер с ударением в стопе на первом слоге, а в строчке в целом — на первом, третьем, пятом, седьмом и т. д.. 1
- Ямб. 13 Двусложный размер с ударением в стопе на втором слоге, а в стихе в целом — на втором, четвёртом, шестом, восьмом, десятом и т. д.. 1
- Дактиль. 1 Трёхсложный размер с ударением в стопе на первом слоге, а в стихе в целом — на первом, четвёртом, седьмом, десятом, тринадцатом и т. д.. 1
- Амфибрахий. 1 Трёхсложный размер с ударением в стопе на втором слоге, а в стихе в целом — на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т. д.. 1
- Анапест. 1 Трёхсложный размер с ударением в стопе на третьем слоге, а в стихе в целом — на третьем, шестом, девятом, двенадцатом и т. д.. 1
В одном и том же стихотворном размере ритм может то ускоряться, создавая впечатление чеканной чёткости, то величаво или задумчиво замедляться, казаться то гармоничным и интонационно богатым, то отрывистым или сумбурным. 2