Парадокс зеркальных отношений в литературе заключается в двойственной функции зеркала: оно отражает и искажает реальность. 12 Следствием этого является раздвоенное сознание, побуждающее человека видеть себя в ином, также раздвоенном мире. 1
Например, в творчестве Владимира Набокова на основе принципа зеркальности структурируется двоемирие и двойничество персонажей, когда отражение в зеркале становится более реальным, чем сам объект. 1 В каждом герое живёт зеркальный двойник самого себя, и независимо от отрицательного или положительного проявления двойничества, его вторая, отражённая сущность оказывается выше и значительнее подлинной, так как именно в ней заключено творческое начало. 1
Также парадокс заключается в том, что множество зеркальных отражений, казалось бы, воссоздаёт многомерный и разноплановый лик мира, а в то же время дробит тот целостный его образ, который возникает, когда мы смотрим на него с единственной точки зрения. 2