Новаторство симфоний Шостаковича заключается в ряде особенностей, среди которых:
- Новаторская трактовка соотношения разделов сонатной формы. 1 Шостакович выдвигал новые закономерности функций разделов, например, делал значимой экспозицию, которая у него выступала как сфера близких по характеру образов. 1
- Использование метода мотивной работы. 1 Композитор стремился к безостановочности движения и гибкости переходов, почти не применяя традиционного секвентного развития, которое ведёт к расчленённости изложения. 1
- Динамизация репризы. 1 В отличие от реприз симфоний Чайковского и Бетховена, у Шостаковича она означала не обогащение первоначальных образов, а их кардинальное изменение. 1
- Соединение различных и даже противоположных художественных элементов. 3 Например, в Тринадцатой симфонии Шостакович сочетал трагедийность и скерцозность, но не зловещую, а, напротив, жизнеутверждающую. 3
- Изменение образного содержания. 1 От симфонии к симфонии менялись структура цикла, его внутреннее наполнение, смысловое соотношение частей и разделов формы, обновлялся интонационный состав тематизма и музыкально-выразительные средства. 1