Новаторство Островского-драматурга заключается в следующем:
Центром своих пьес он всегда делал личность, а не сюжет. 4 Главным для него было раскрыть характер героя, а не создать сложную интригу. 4
Драматург впервые вывел на сцену героев низкого социального статуса. 4 Одним из самых ярких героев такого типа можно назвать нищего пьяницу Любима Торцова из комедии «Бедность не порок». 4
Характеры персонажей Островского сложные и неоднозначные. 4 Например, Катерину из «Грозы» критики называли и слабой, и сильной, и чистой душой, и грешницей. 4
Главная роль женских персонажей, их бунт и внимание к их проблемам — тоже новаторская черта в драматургии. 4
Островский принёс на театральную сцену методы критического реализма. 4 В его пьесах мы видим детальные картины быта разных сословий, а речь персонажей точно отражает социальный статус, характер, образованность и профессию героев. 4
Островский создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре. 25 Он добивался, чтобы на сцене создавалось единое полотно спектакля, заставлял актёров вживаться в роли. 4