Новаторство Ференца Листа как пианиста-виртуоза заключается в создании симфонической трактовки фортепиано. 34 Он разрабатывал оркестральную мощь звучания инструмента и одновременно обогащал его колористические возможности. 3
Некоторые новые приёмы фортепианной техники, которые использовал Лист:
- Мгновенный охват всех регистров фортепиано. 2 Композитор применял глубоко и сочно звучащие басы, мелодию переносил в средний, «виолончельный» регистр, а в «верхах» выявлял прозрачное, кристально-чистое звучание. 3
- Использование педали. 2 До Листа педалью пользовались аккуратно, чтобы «подхватить» какие-то звуки, поддержать гармонию. 2 Лист использовал педаль постоянно, она помогала ему достигать ощущения огромной «оркестровой» массы звука и создавать разнообразные красочные эффекты. 2
- Виртуозные технические приёмы. 2 Например, Лист первый часто и смело стал использовать перекрещивание рук, изобрёл множество разнообразных способов исполнения трелей — не изящных и деликатных, как прежде, а необычайно продолжительных и мощных. 2
- Приём martellato. 2 Две руки, быстро чередуясь, играют одну и ту же фактуру (аккорды или октавы), создавая эффект огромной плотности звука. 2
- Виртуозное распределение функций голосов. 2 Например, мелодия помещается в средний регистр, а сверху и снизу её окружает виртуозное сопровождение. 2
Эти приёмы способствовали разработке многослойной фактуры листовских произведений, развитие которых даётся в нескольких динамических и колористических планах — подобно тому, как это имеет место в оркестровых сочинениях. 3