Новаторство П. И. Чайковского как композитора балетной музыки заключается в симфонизации балета. infourok.ru www.belcanto.ru
Некоторые аспекты новаторства:
- Изменение роли музыки в балете. elibrary.sgu.ru Музыка перестала быть вторичной по отношению к танцу, быть лишь его аккомпанементом, превратившись в равноправный и ведущий компонент хореографического произведения. elibrary.sgu.ru
- Объединение музыки сквозным развитием. infourok.ru Несмотря на традиционную замкнутость чередующихся номеров, вся музыка балета объединена сквозным развитием. infourok.ru Каждый акт составляет этап в развёртывании лирической драмы. infourok.ru
- Новая трактовка традиционных танцев. infourok.ru Композитор использовал свой опыт оперного драматурга, насытив действенностью статичные формы балетного Adagio, классической и характерной сюит, массового танца. infourok.ru
- Использование лейтмотивов. elibrary.sgu.ru Это неоднократно появляющиеся, выразительные и легко запоминаемые мелодии и темы, которые характеризуют то или иное действующее лицо, душевное состояние героя, чувство, а порой имеют более обобщённый смысл. elibrary.sgu.ru
- Введение больших развёрнутых сцен. infourok.ru В балете новое значение приобрели сцены, в которых основным исполнителем выступает кордебалет. infourok.ru
При этом Чайковский не разрушал традиций балетного жанра, а умело использовал всё их богатство, наполнив новым глубоким музыкальным содержанием. elibrary.sgu.ru