Новаторство белого стиха в поэзии Н. М. Карамзина заключается в свободе освоенных моделей от жёстких связей с жанрами и темами, утверждёнными традицией классицизма. izron.ru
Некоторые особенности новаторства:
- Отказ от рифмы. izron.ru lit.1sept.ru Карамзин намеренно избегал её в текстах, которые по своей тематике и строю не могли быть отнесены к каноническим формам белого стиха. lit.1sept.ru Это делалось, чтобы обозначить, что перед читателем не столько художественный текст, сколько непосредственное «человеческое признание». lit.1sept.ru
- Разработка крупных стихотворных форм. izron.ru Применение белого 6-стопного ямба у Карамзина связано с созданием крупных произведений. izron.ru
- Использование двух поэтических размеров. otvet.mail.ru Например, в стихотворении «Осень» протяжный ритм дактиля в первых трёх строках внезапно обрывается более короткой и чёткой строкой хорея. otvet.mail.ru Такой ритмический приём создаёт ощущение тревоги, незавершённости, будоражит эмоции читателя. otvet.mail.ru
- Психологизация поэзии. lit.1sept.ru Отказ от специальной, одически означенной интонации позволял выходить на резко индивидуализированный разговор о жизни, вёл к психологизации поэзии. lit.1sept.ru
Таким образом, Карамзин опередил свою эпоху и предвосхитил разнообразнейшие эксперименты с безрифменным стихом, начавшиеся в поэзии романтиков. izron.ru