«Эффект очуждения» в теории «эпического театра» Бертольда Брехта — приём, который заставляет зрителя взглянуть на представленные на сцене события под новым углом, увидеть в них нечто необычное и странное, что привычно воспринималось бы как само собой разумеющееся. artforintrovert.ru
Цель этого эффекта — преодолеть автоматизм и стереотипность восприятия, сформировать у зрителя критическую позицию и желание изменить ход событий не на сцене, а в реальности. ru.wikipedia.org concepture.club
Некоторые способы достижения «эффекта очуждения»:
- Столкновение формы и содержания пьесы в непримиримом конфликте. concepture.club
- Схематичное представление того или иного предмета вместо его полноценного изображения. concepture.club
- Ритмическая дикция актёров, свободная от каких бы то ни было эмоциональных интонаций. concepture.club
- Дистанцированный показ актёром своего персонажа, вместо перевоплощения в него. concepture.club
- Использование в театральной постановке киноприёмов: монтаж эпизодов, комментарии (субтитры) к действию, титры и прочее, чтобы подчеркнуть искусственность ситуации. concepture.club
- Разрушение «четвёртой стены»: прямые обращения в зал, перемена декораций на виду у зрителя, чтобы освободить зрителя от сценической иллюзии. concepture.club