Искусство выразительного чтения классических произведений заключается в творческом воплощении литературного произведения в действенном звучащем слове. 15
Основная задача чтеца — передать живую мысль прочувственных им образов искусства, воздействовать на ум, чувства и волю слушателей, заинтересовать их и побудить к самостоятельному прочтению художественных произведений. 3
Для этого используются различные выразительные средства, например:
- Интонация. 3 Передаёт чувства и личную оценку чтеца относительно конкретных эпизодов произведения. 3
- Логические паузы. 3 Отделяют группы слов или фраз по принципу их логической законченности. 3
- Психологические паузы. 3 Призваны усилить эмоциональную нагрузку фрагмента, придать эпизоду психологическую глубину, спонтанность, насытить сцену чувственным отражением переживаний героев. 3
- Темп. 3 Определяет скорость речевого потока, регулирующую все необходимые приёмы интонаций, длительность пауз, возрастающую или понижающуюся динамику передачи повествования. 3
- Ритм. 3 Организует манеру и передачу произведения в целом, гармонизируя активные и пассивные перепады речевой подачи, чтобы удерживать постоянный интерес зрителя. 3
Также к выразительным средствам относятся мимика, позы и жесты, которые дополняют звучащую речь, делая её содержание более понятным и впечатляющим. 4