Художественное своеобразие классических романов о подростках, например «Подросток» Ф. М. Достоевского, заключается в следующих чертах:
- Линейность плана времени и пространства. 12 Автор последовательно излагает историю героя, показывая важные моменты в его жизни и переходные этапы становления. 12
- Подтекстовость. 13 Каждая художественная форма несёт в себе скрытый потенциальный смысл, который раскрывается в процессе чтения. 13
- Использование формы повествования от первого лица. 4 Это помогает высветить душевные изменения героя, показать их воздействие на человека. 4
- Противопоставление двух состояний. 4 В романе проявляется специфика конфликта воспитания, который состоит в противопоставлении знания и незнания, неосведомлённости и душевного опыта. 4
- Использование экспериментальной временной системы. 3 События прошлого настолько приближены, что переживаются героями и читателем как события настоящего. 3
- Сосредоточенность на нескольких днях из жизни главного героя. 3 В эти дни совершаются важнейшие поворотные события в его жизни. 3