Философское осмысление понятия порока в культуре разных народов может проявляться в различных формах, например:
- Древневосточные списки прегрешений. 1 К «этике пороков» относят такие культурные феномены, как списки прегрешений в искупительных ритуалах и оправдательных речах усопших. 1
- Античные учения о «негативном этосе». 1 Стоики и платоники сводили благо к добродетели, а зло — к пороку. 3
- Христианская этика пороков. 1 Она получила выражение в теологии Пьера Абеляра и Фомы Аквинского. 1 Абеляр учил, что порок души — не то же самое, что грех, а порок — это то, благодаря чему люди склоняются к прегрешению. 1 Аквинский, в свою очередь, полагал, что порок — это «дурной навык», а грех — это «дурной акт». 1
- Моралистическое объяснение негативных качеств человеческой природы. 1 Такое объяснение предложили французские моралисты (Ф. Ларошфуко, Ж. де Лабрюйер, Л. Вовенарг, Н. Шамфор). 1 Они считали, что все человеческие пороки (как и добродетели) вырастают на почве себялюбия и своекорыстия. 1
- Представление о тяжести и значимости отдельных пороков. 2 В течение веков менялось понимание этого вопроса. 2 Например, Аристотель считал пороком как недостаток, так и избыток одного и того же качества души, а добродетелью — умеренность. 2 Ларошфуко полагал, что пороки входят в состав добродетелей, как яды входят в состав лекарств. 2 По мнению Ф. Ницше, пороки суть срамные места человеческой души. 2