Философия затворничества в литературе заключается в том, что некоторые писатели и поэты отказываются от социальной жизни ради своих трудов и духовных поисков, выражая таким образом свою позицию по отношению к миру и обществу. 2
Например, Марсель Пруст создал семитомную эпопею «В поисках утраченного времени» почти в полном одиночестве за 13 последних лет жизни. 2 Он добивался полной сосредоточенности и идеальной тишины, для чего сделал свою спальню-кабинет звуконепроницаемой. 2
Эмили Дикинсон после расставания в 1862 году практически перестала общаться с людьми, не считая родных и самых близких друзей. 2 Вероятно, такую форму приняло у неё стремление к уединению, поскольку именно тогда она всерьёз посвятила себя поэзии. 2
Томас Бернхард уже в 25 лет полностью посвятил себя литературе и поселился в своём доме-крепости в глухом закоулке Австрии, где прожил до конца дней. 2 По Бернхарду, человек закрыт, «заморожен» в себе самом, а единственным адекватным способом существования в современном обществе является сумасшествие. 2
Также идея затворничества как способа саморазвития личности раскрывается в рассказе В. Пелевина «Затворник и Шестипалый». 4 Затворник обладает постоянно действующей активностью, направленной на освоение внешнего мира. 4 Он не доверяет идеям, исходящим от других, а всё проверяет на себе, открывая новые возможности и ресурсы, на которые не решается пассивное большинство. 4