Феномен строфической композиции в поэзии Иосифа Бродского заключается в использовании нетрадиционных строфических форм и экспериментов с рифмовкой и синтаксисом. new-disser.ru
Некоторые особенности:
- Варьирование способов рифмовки. new-disser.ru Один из типичных приёмов строфического строения у Бродского. new-disser.ru Поэт нередко использует «орнаментальную», спорадическую и «теневую» рифмы, что создаёт переходные формы между нерифмованными и рифмованными текстами. new-disser.ru
- Изменение качества строфического переноса. new-disser.ru Если в строфическом переносе отделяется проклитика или энклитика от главного слова, что характерно для многих стихотворений Бродского, то возникающий интонационный перебой делает перенос очень резким. new-disser.ru
- Использование enjambement-ов. brodsky.rhga.ru С помощью этого приёма цельная фраза не ограничивается пределами строки, но переносится на другую строку (или даже строфу). brodsky.rhga.ru
- Графическое выделение последнего стиха. new-disser.ru Это встречается как в ранней, так и в поздней лирике Бродского, например в произведениях «Притча», «Диалог», «Кентавры I» и других. new-disser.ru
Также для поэзии Бродского характерно, что каждая новая строфа продолжает предшествующие и обогащает мысль. philology-journal.ru Например, в «длинном стихотворении» «Осенний крик ястреба» (1975) мысль-предложение может формировать целую строфу, порой перетекая в начало следующей. brodsky.rhga.ru