Феномен строфической композиции в поэзии Иосифа Бродского заключается в использовании нетрадиционных строфических форм и экспериментов с рифмовкой и синтаксисом. 1
Некоторые особенности:
- Варьирование способов рифмовки. 1 Один из типичных приёмов строфического строения у Бродского. 1 Поэт нередко использует «орнаментальную», спорадическую и «теневую» рифмы, что создаёт переходные формы между нерифмованными и рифмованными текстами. 1
- Изменение качества строфического переноса. 1 Если в строфическом переносе отделяется проклитика или энклитика от главного слова, что характерно для многих стихотворений Бродского, то возникающий интонационный перебой делает перенос очень резким. 1
- Использование enjambement-ов. 4 С помощью этого приёма цельная фраза не ограничивается пределами строки, но переносится на другую строку (или даже строфу). 4
- Графическое выделение последнего стиха. 1 Это встречается как в ранней, так и в поздней лирике Бродского, например в произведениях «Притча», «Диалог», «Кентавры I» и других. 1
Также для поэзии Бродского характерно, что каждая новая строфа продолжает предшествующие и обогащает мысль. 3 Например, в «длинном стихотворении» «Осенний крик ястреба» (1975) мысль-предложение может формировать целую строфу, порой перетекая в начало следующей. 4