Феномен «прощальных» симфоний в классической музыке заключается в особом финале, во время которого музыканты один за другим прекращают играть, гасят свечи и покидают сцену. 2
Это происходит в Симфонии №45 фа-диез минор Йозефа Гайдна (1772). 2 За традиционным по форме финалом следует дополнительная медленная часть, во время исполнения которой сначала исключаются все духовые инструменты, затем контрабасы, виолончели, альты и вторые скрипки. 2 Симфонию доигрывают лишь две первые скрипки, которые после завершения музыки гасят свечи и уходят вслед за остальными. 2
Согласно легенде, таким образом Гайдн намекнул своему покровителю князю Эстергази, что музыканты заждались отъезда из летнего поместья Эстергази, и на следующий же день после премьеры отъезд был назначен. 5