Феномен популярности сказки «Аленький цветочек» в русской культуре заключается в её близости к народным сказкам. 1 Произведение С. Т. Аксакова содержит такие черты, как зачин, концовка, присказки, троекратное повторение, постоянные эпитеты, борьба добра со злом и победа добра. 1 Это делает сказку на подсознательном уровне воспринимаемой «уже знакомой». 1
Кроме того, литературная обработка Аксакова сохранила напевность и поэтичность народного языка, что сделало сказку поистине завораживающей. 2
Также популярность произведения обусловлена его иллюстрацией торжества света над тьмой, добра над злом, любви над ненавистью. 2 Сказка учит тому, что цели необходимо добиваться добротой и человечностью, а подлость и зависть не могут воздаться счастьем и удачей. 2
Кроме того, сказку не раз ставили на сцене и экранизировали. 3 Например, спектакль «Аленький цветочек», впервые поставленный в 1950 году Театром им. Пушкина, попал в «Книгу рекордов России» как самый долгоживущий детский спектакль. 3