Феномен народных комедий Эльдара Рязанова заключается в нескольких факторах:
- Узнаваемость и идеализированность обыденной действительности. 1 В фильмах режиссёра отражались узнаваемые советские и российские архетипы: интеллигенты, мелкие служащие, бюрократы, бомжи, «новые русские». 1 При этом обыденная действительность была идеализирована, что делало картины востребованными у широкого зрителя. 1
- Гуманизация советского кинематографа. 1 Рязанов вернул на экраны «маленького человека»: романтичных бедолаг, скромных служащих, незадачливых интеллигентов и современных Дон Кихотов. 1 Зрители могли ассоциировать себя с героями и сочувствовать им. 1
- Обилие афоризмов. 1 На каждую из картин режиссёра приходились десятки реплик, которые моментально уходили с экрана в народ. 1 В них отражался талант Рязанова и его соавторов улавливать и передавать особенности характера персонажа и окружающих его условий. 1
- Камерный формат. 3 Большая часть действия в картинах Рязанова разворачивалась в декорациях привычной зрителю бытовой среды: квартирах стандартной планировки, помещениях учреждений и НИИ, ресторанах, вокзалах и тому подобном. 1
- Смешение трагедии с комедией. 3 Почти для всей фильмографии Рязанова характерна эта черта. 3
Благодаря этим факторам фильмы Рязанова, такие как «Карнавальная ночь», «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Служебный роман» и другие, стали классикой отечественного кинематографа и до сих пор пользуются популярностью у зрителей разных возрастов. 25