Эволюция жанра этюда от эпохи романтизма до современной музыки заключается в следующем:
В эпоху романтизма этюд, первоначально не имевший устойчивых жанровых традиций, сформировался в определённую законченную структуру и приобрёл способность выражать эмоции и чувства, став полноценным художественным произведением. 1 Этюд начал впитывать особенности других жанров, чтобы обрести собственные индивидуальные черты. 1 Например, в творчестве Ф. Шопена наряду с традиционными виртуозными этюдами получили утверждение этюды, тяготеющие к миниатюре типа прелюдии. 3
В начале XX века в эволюции жанра фортепианного этюда намечаются стилистические изменения, происходит обновление художественной содержательности и методической значимости. 24 Виртуозная насыщенность этюда обогащается звуковой энергией, ритмической чёткостью, динамической силой, что отвечает духу грядущей эпохи. 24 Таковы этюды А. Скрябина, П. Чайковского, И. Стравинского, К. Дебюсси, С. Прокофьева и многих других композиторов. 24
В ХХ веке жанр этюда постепенно отходит «в тень», порой в творчестве композиторов он трансформируется в иные жанры. 1 Например, этюд, присутствовавший на протяжении всего творческого пути А. Скрябина, в позднем периоде творчества преобразуется в музыкальную поэму, а затем и вовсе исчезает. 1
Таким образом, в творчестве композиторов-романтиков этюд достигает вершины жанрового развития, но, обретая многочисленные варианты и впитывая характерные черты и особенности других жанров, так и не получает своей индивидуальной композиционной формы. 1