Суть теории «чистого искусства» (или «искусства для искусства») в русской литературе XIX века заключается в утверждении независимости художественного творчества от общества, отказе от социально-гражданской тематики, провозглашении самодостаточности искусства. vk.com
Некоторые характерные черты теории:
- Автономность. ru.ruwiki.ru Искусство не должно служить дидактическим или политическим целям, оно существует ради самого себя. ru.ruwiki.ru
- Эстетизм. ru.ruwiki.ru «Чистое искусство» стремится вызвать эстетическое наслаждение у зрителя или читателя. ru.ruwiki.ru Авторы таких произведений обращают особое внимание на форму и стиль, вложенные в них эмоции. ru.ruwiki.ru
- Индивидуальность. ru.ruwiki.ru «Чистое искусство» уделяет большое внимание индивидуальности и авторскому стилю. ru.ruwiki.ru Авторы стремятся выразить свои собственные чувства и впечатления, а не подражать стандартам и требованиям общества. ru.ruwiki.ru
- Автономия образа. ru.ruwiki.ru Произведения «чистого искусства» часто имеют сложную символическую структуру и отличаются относительной незавершённостью. ru.ruwiki.ru
Основные темы теории: любовь, красота, природа, искусство, человеческие чувства, «прелесть бытия». vk.com
Представители теории в русской литературе XIX века: А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, Я. П. Полонский, А. К. Толстой и А. Н. Майков. ru.ruwiki.ru