Новаторство А. С. Даргомыжского в области оперы проявилось в нескольких направлениях:
- Создание нового жанра русской оперы — народно-бытовой, лирико-психологической драмы. 2 Например, опера «Русалка» стала первой русской оперой в таком жанре. 3 В основе содержания лежит социальный конфликт, человеческая драма, разыгрывающаяся на бытовом фоне. 1
- Использование речитатива как средства музыкальной выразительности. 15 Близкий к живой разговорной речи, речитатив позволил композитору создать целую галерею музыкальных портретов различных человеческих типов. 5 В опере «Каменный гость» нет арий и ансамблей, произведение полностью построено на декламации, наложенной на музыку. 3
- Сквозное развитие драматического конфликта. 12 Например, в опере «Русалка» стремительность и направленность драматического развития достигается рядом кульминаций, которые возникают в каждом действии. 2
- Стремление к драматической правде. 2 Композитор стремился к правдивости в музыке, тем самым показывая существенные различия между людьми, стоящими на разных социальных стадиях. 2
Опыт Даргомыжского имел огромное значение для развития русской и мировой оперы. 1