Смысл портретной живописи Джузеппе Арчимбольдо заключается в создании аллегорических изображений, в которых материальный мир представлен в виде человеческих форм и персонификации окружающей природы. 4
Например, в портрете императора Рудольфа II в образе Вертумна художник изобразил государя в виде древнеримского бога, отвечавшего за круговорот времён года и прочие перемены. 1 Голова, шея и плечи Вертумна «сложены» из растительных атрибутов четырёх сезонов. 1 Такая многосоставность воплощает популярную у интеллектуалов XVI века идею неоплатоников об отражении макрокосма, то есть Вселенной во всём её величии, в микрокосме — человеке. 1
Также в некоторых работах Арчимбольдо подобные «мозаики» составлялись и из других предметов, например, в серии картин «Профессии» («Библиотекарь» состоит из книг, «Официант» — из бочек и бутылок, а «Юрист» — из книг, тушки курицы и рыбы). 2